Модель формирования представлений учащихся о значимости математики в общественной жизни: опыт, результаты, перспективы

Ю. А. Черкасова

С целью повышения уровня сформированности представлений учащихся о значимости математики в общественной жизни и для проверки выдвинутых гипотетических положений был выбран метод моделирования.

Анализ существующих в психолого-педагогической литературе моделей (Г. М. Коджаспирова, П. И. Пидкасистый, С. А. Смирнов, Н. В. Самоукина, и др.), ориентированных на развитие качеств личности позволил выработать модель процесса формирования представлений учащихся о значимости математики в общественной жизни, представляющую собой схематизированное отражение реального процесса. Представленная модель соответствует порядку и структуре оригинала.

При разработке модели формирования представлений учащихся о значимости математики в общественной жизни мы опирались на основные идеи, определяющие тенденции развития современного образования и выступающие ведущими принципами в осуществлении личностного развития:

- деятельностный подход и особенности его применения в решении педагогических проблем на основе принципа системности (К. А. Абульханова-Славская, П. К. Анохин, Л. И. Анциферова, Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, В. И. Земцова, Ю. А. Конаржевский, В. В. Краевский, Н. В. Кузьмина, О. А. Конопкин, Ю. Н. Кулюткин, А. Н. Леонтьев, И. Я. Лернер, Б. Ф. Ломов, А. В. Петровский, С. Л. Рубинштейн, И. М. Сеченов, М. Н. Скаткин, Н. Ф. Талызина, Э. Д. Телегина, А. И. Уёмов, А. С. Шаров, Д. Б. Эльконин, Э. Г. Юдин и др.);

- психологические теории учения (П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, И. И. Ильясов, А. С. Шаров и др.);

- теория системного подхода к организации процесса обучения (Ю. К. Бабанский, А. А. Греков, Н. В. Кузьмина, Н. К. Сергеев, А. П. Тряпицына, Э. Г. Юдин и др.).

На первом этапе моделирования, в результате анализа и обобщения знаний об исследуемом объекте, полученных в процессе изучения теоретической и методической литературы по теме; диагностики уровня сформированности представлений учащихся о значимости математики в общественной жизни (процедура диагностики и её результаты рассмотрены в п.1.2); использования ряда теоретических положений системного, культурологического, деятельностного, личностно-ориентированного и индивидуально-творческого подходов, ‑ была сформирована модель формирования представлений учащихся о значимости математики в общественной жизни. Она представляет собой наше видение того, какой должна быть в идеале модель процесса формирования представлений учащихся о значимости математики в общественной жизни.

На втором этапе моделирования решались следующие задачи: непосредственное создание структуры модели формирования представлений учащихся о значимости математики в общественной жизни; определение её основных структурных единиц, составных элементов; установление их иерархического соотношения; выявление совокупности связей между элементами системы и характера их взаимодействия.

Итогом работы стало создание модели процесса формирования представлений учащихся о значимости математики в общественной жизни (рисунок 1), основными структурными компонентами которой являются: цель; задачи; показатели сформированности представлений учащихся о значимости математики в общественной жизни; методические средства повышения уровня сформированности представлений учащихся о значимости математики в общественной жизни; прогнозируемые результаты.

Реализация разработанной модели происходит в процессе формирования представлений учащихся о значимости математики в общественной жизни.

Главным системообразующим компонентом разработанной модели является цель – повышение уровня сформированности представлений учащихся о значимости математики в общественной жизни.

Следуя цели, необходимо решить ряд основных задач:

- реализация требований федеральных государственных образовательных стандартов общего образования к качеству математической подготовки;

- организация диагностики уровня сформированности представлений учащихся о значимости математики в общественной жизни и обработка результатов диагностики.

- повышение мотивации учащихся к изучению математики;

- развитие познавательного интереса к изучению математических закономерностей.

В основу создания модели формирования представлений учащихся о значимости математики в общественной жизни положены следующие принципы:

1) принцип научности, предполагающий, что деятельность по определению и разработке содержания процесса формирования представлений учащихся о значимости математики в общественной жизни должна идти в ориентире на достижения науки в области математического знания от древнейших времен до настоящего времени. От реализации этого принципа зависит реальная возможность применения научных математических знаний на практике;

2) принцип системности, под которым обычно понимают объединение некоторого разнообразия в единое четкое и расчлененное целое, элементы которого по отношению к целому и другим частям, занимают соответствующие им места.

В рамках данного исследования наиболее полно принцип системности проявляется при структурировании модели формирования представлений учащихся о значимости математики в общественной жизни. Основными компонентами модели являются такие составляющие системы как цель; задачи, решаемые созданием данной модели; средства достижения цели – диагностика уровня сформированности представлений учащихся о значимости математики в общественной жизни методом анкетирования; организационный и содержательный блоки процесса формирования представлений учащихся о значимости математики в общественной жизни. Кроме того, определены принципы и подходы, лежащие в основе создания модели формирования представлений учащихся о значимости математики в общественной жизни; обусловлен выбор показателей сформированности представлений учащихся о значимости математики в общественной жизни. Таким образом, работа по формированию представлений учащихся о значимости математики в общественной жизни носит целостный характер.

Одним из основных компонентов модели формирования представлений учащихся о значимости математики в общественной жизни являются показатели сформированности как сущностные характеристики понятия «Представления учащихся о значимости математики в общественной жизни»: подготовка для поступления в вуз; использование знаний по математике в последующей профессиональной деятельности; развитие логического мышления; интеллектуальный рост; формирование мировоззрения; ориентация в окружающем мире; тренировка мозга.

Особую значимость в процессе формирования представлений учащихся о значимости математики в общественной жизни приобретают средства формирования, в структуре которых можно выделить содержательный и организационный блоки.

Первым компонентом содержательного блока, на наш взгляд, необходимо выделить комплект общественно-ориентированных задач, реализация которых происходит в основном курсе алгебры и геометрии. На уроках алгебры школьникам регулярно (особенно в рамках подготовки к итоговой аттестации за курс основной и старшей школы) предлагаются задачи, так называемой, реальной математики.

Выделяют следующие умения, которые проверяются при решении практических задач реальной математики:

1) решать несложные практические расчетные задачи; решать задачи, связанные с отношением, пропорциональностью величин, дробями, процентами; пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах; интерпретировать результаты решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых объектов;

2) пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скорости, площади, объема; выражать более крупные единицы через более мелкие и наоборот; осуществлять практические расчеты по формулам, составлять несложные формулы, выражающие зависимости между величинами;

3) описывать с помощью функций различные реальные зависимости между величинами; интерпретировать графики реальных зависимостей;

4) анализировать реальные числовые данные, представленные в таблицах, на диаграммах, графиках;

5) решать практические задачи, требующие систематического перебора вариантов; сравнивать шансы наступления случайных событий, оценивать вероятности случайного события, сопоставлять и исследовать модели реальной ситуацией с использованием аппарата вероятности и статистики.

На уроках геометрии целесообразно усилить роль практико-ориентированных задач. Сегодня курс геометрии школы в основном теоретический. Если учащимся математических классов легче выучить теорию, то гуманитарным классам и особенно слабым ученикам довольно трудно понять все тонкости логики геометрии. Математическое образование должно быть направлено в целом на образование личности. Таким образом, суть образования на современном этапе рассматривается как процесс целостного формирования личности: усвоение опыта в самом широком смысле, развитие психических процессов, лежащих в основе их мировоззрения, убеждений, идеалов, и, в конечном счете, качеств, которые характерны для творческой личности. Таким образом, целью математического образования определяется синтез общих культурных, научных (математических собственно) и прикладных целей. В современной математике (и в частности, геометрии), следует искать методы, которые обеспечивают практическую направленность и применение геометрии.

Бесспорно, необходимым средством формирования представлений учащихся о значимости математики в общественной жизни, является прием включения материалов исторической направленности в процесс обучения математике.

Историко-математический материал на уровне основного общего образования является средством формирования у учащихся представлений об идеях и методах математики как универсальном языке науки и техники, интеллектуального развития учащихся за счет анализа историко-математической информации, выбора наиболее рациональных способов решения исторических задач, а также способствующим повышению мотивации обучения и выбору жизненного и профессионального пути.

Вторым компонентом содержательного блока, мы видим, организацию процесса интеграции математики с другими направлениями научной и общественной жизни человека. Реализовать данный компонент возможно через подготовку и проведение интегрированных уроков с другими школьными дисциплинами, как близких по направлению, так и абсолютно (на первый взгляд) различных.

Третьим компонентом содержательного блока, возможно, самым интересным для учащихся, представляется внеурочная деятельность, направленная на знакомство школьников с различными сферами производства, реализующего математические закономерности.

В качестве основных форм внеурочной деятельности по математике, имеющих возможность формирования представлений учащихся о значимости математики в общественной жизни, нами были выбраны беседы и лекции; экскурсии; виртуальные музеи и проектная деятельность.


Литература: 1. Денисова, А. Л. Теория и практика оценки товаров и услуг [Текст]: учеб. пособие / А. Л. Денисова, Е. В. Зайцева / Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2002. - С.65 2. Федоров, В. К. Номенклатура показателей качества эксплуатации строительных машин [Текст] / В. К. Федоров // Методы менеджмента качества. – 2000. – Июнь. - С.31

Автор статьи: неизвестный | Дата публикации: 01:32 15.12.2016 Atenjoy.Ru




Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки:



Стоит прочесть

Роль электронных учебных ресурсов в кадровой подго

Сегодня специалистам, занятым в любых сферах деятельности, требуется постоянно повышать квалификацию. Причем нередко делать это приходится без отрыва работы. Самым эффективным форматом образования сч...

Прокат авто без водителя

Прокат авто без водителя может пригодиться по самым разным поводам: от свадьбы до поломки вашего личного транспорта, от нахождения в чужом городе до желания попробовать что-то новое. Как вы уже поняли...

Комфортабельность хостелов в Москве – насколько эт

Если вы не можете представить собственную жизнь без путешествий и приключений, то вам необходимо изучить размещенную ниже публикацию. В ней мы расскажем вам, как в Москве отыскать бюджетный и одноврем...

Реабилитация спортсменов в посттравматическом пери

Наверняка каждый из нас следит за спортивными соревнованиями, переживает за спортсменов, радуется вместе с ними их победам. Но в любом спорте помимо взлетов есть и падения. Нередко мы слышим о травмах...

О портале:

Наш веб-сайт сделан для граждан, желающих ежедневно совершенствоваться во всех сферах жизни. Каждый для себя найдет что-то интересное и подчеркнет из статьи полезные вещи. На сайте описано огромное количество моментов, которым в повседневной жизни вы найдете практическое применение. Отсутствие навязчивой рекламы, политики и новостных лент, наличие легкого юмора и полезных рассказов делает наш веб-портал комфортным для чтения.

Полезная и познавательная информация, которая сосредоточена на нашем веб-портале дает возможность ответить на отдельно интересующие вас вопросы. Для того, чтобы каждый посетитель на нашем портале смог в кротчайшие сроки отыскать нужную, для него информацию, мы максимально упростили интерфейс и улучшили систему поиска необходимой статьи. Теперь нет нужды расходовать большое количество времени для поиска ответа на интересующий тебя вопрос.

© 2021 Информационный портал - atenjoy.ru

Автомобили Образование Медицина и здоровье Спорт и фитнес Окружающий мир Биографии Недвижимость Обучение Стиль и Мода Товары и услуги Интимная жизнь Главная


Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи.
Настоящий ресурс может содержать материалы 18+